top of page

Natalia Savelyeva: 
"I found myself in horseback archery"

From her very first starts in the FHAR competitions, Natalia was eager to create a team. As she was already a coach at the Equestrian Club "Matador", she and her comrades started engaging in campaigning in favor of a new type of equestrian sport, simultaneously developing their shooting skills.

In a short time, Natalia's students, children and juniors, began to take first places at the competitions of the FHAR, and she herself came close to her dream...

The article was prepared by Maya KOWAL

Natalia Savelyeva: This sport helped me to realize myself, to unlock my potential. Not only as an athlete, but also as a coach. Forces, money, a huge emotional resource are invested, and it's worth it! And I get a huge emotional return from the students and their parents. It's becoming my life's work…
 
However, it is extremely difficult to combine coaching with my own workouts. I spend the entire resource on teaching, as it is in priority for me, so finding time and energy for myself is not easy. So, usually, I start training a few months before the scheduled tournament, focusing on the routes that will be there. Mostly qualification - standard - routes, the necessary base for everyone and always (you can read more about in the section "Rules" - Ed.).

As for shooting, mainly I study from books and manuals. I received basic skills from Pavel Polyakov and Alexander Zhurov, and then "instrument flying", so to speak. I have had a lot of teachers in horse riding for my whole life, because I was engaged in both dressage and show-jumping. And when there are strong skills in classical riding, it is not so difficult to prepare horses (and yourself) for shooting from horse. I also recently passed a professional retraining as a "equestrian sports coach", which gave an even clearer picture of the organization of training processes both for students and for myself.

0835c7fb-05b1-47a7-9ec9-2d3e273b11f7.JPG

But the "Matador" also has difficulties, like everyone else in sports (especially young ones). In particular, Natalia marks the arrangement of the track as the biggest difficulty. In horseback archery the track is the most importain in preparation – the strip should be long, smooth, with the possibility of shooting along the entire length for 10 meters and beyond. Of course, without random people and horses on the firing line, with arrivals and departures, comfortable and safe, without stumps, roots and sharp turns (after all, kids are training there):


Our club is located in the forest and it is very difficult to find a straight line where there is no swampy ground or trees around. As a result, we changed three places and finally find the most convenient one (you can see it on the video - ed.). We organized there a system of arrow catchers. And in the spring we will begin to improve the soil on the track…

2020-08-30 001 101.JPG

Of course, coaching knowledge gives an advantage, but when you are in the position of an athlete, you need a "mirror", which knows how to analyze and prompt, for progress:
 

Ekaterina Neklyudova, "Matador" junior coach and my sister, help me in training a lot.  These days, when i have to be prepared for the competition, she takes my development into her own hands. As I do for her, of course. We watch each other, help with the collection of arrows on horseback training in order to make the maximum number of shots in the shortest possible time. When you don't have your own horse, efficiency and consistency in training become critical.

At the same time, I still can't say for sure which is easier: to train or to be trained. Working with students, watching their mistakes, creates a very clear understanding of how to do things right. And through the head, everything goes into the body pretty quickly, since I have good physical fitness. And the students also help me with motivation: I can't fall behind!

2021-04-24 001 001.JPG
IMG_8549.heic
3cede813-d902-45af-bf45-9462b4c4f577.JPG

But for several years Natalia has had her own coaching ace up her sleeve – annual training camps for children and juniors in the Vladimir region. They last about ten days and are a program of complete immersion in working with horses. Starting with basic care, ending with training in all disciplines: show jumping, dressage, formation and field riding, djigitovka, horseback archery.
 

We also give lectures on working with horses and conduct psychological work. And, of course, we discuss tournaments, our behavior at them, attitude to horses during training and competitions. In fact, this is the same general education school, but general education concerns equestrian life… You know, "If you suffer for a long time, something will turn out" is a motto that is completely far from riding. Only real knowledge of biopsychology and biomechanics of a horse will help you get closer to mastery.

In this sense, Natalia complicates her own work as much as she can, because her students are leading among kid athletes at Federation competitions. And even deservedly keep first place at the Russian Horseback Archery Championship between children and juniors.

We are now at a powerful stage of development. Recently, two more new horses were prepared for shooting, Ekaterina was connected to work as a junior coach. We already have a powerful team of athletes, but also new guys are coming in day by day. Some of them will take part in tournaments next year. We are constantly replenishing our ranks, and therefore the flow of training moves as waves: from the basics with the beginners to practicing skills with already experienced guys. Therefore we have different approach to everyone and everyone have their own supporting and competing environment. But thanks to the fact that all students have examples of success in front of them and ammunition to share, the work is in huge progress!

IMG_5857.heic
SquareFit_20220203_21443841.jpg

Natalia devotes most of her time to this. And as soon as the trainings bear fruit, new and new guys appear at the Federation competitions, and most of them are already perform categories (even HA!). But Natalia's biggest desire now is to go with the "Matador" team to international competitions:
 

I have serious coaching ambitions. I want to create a strong team, rally the guys and raise their interest in both the training process and the competitive ones. The tournament in Volgograd showed what we are doing!

157689f9-150a-4db5-a7bb-e69c0fdbb8ea.JPG

​Natalia Savelyeva's favorite affirmations

  • If you do something, do it well, cause it could be bad even without you.

  • The health of children and horses - is the main importance: safety first, then the result.

  • Comprehensive development of equestrian athletes is necessary for high-quality work in horseback archery.

  • Knowledge is power, so many thanks to the educational centers.

  • One cannot fight single. The good team is the most powerful engine of progress.

  • The main thing is to believe.

  • The plans are made by blockheads, and the simple task of the coach is just to train

As for herself, Natalia set a goal last year: "to break into the HA ranking", and she succeeded! This proves her productivity not only as a coach, but also as a persistent athlete. And as a very attentive rider, because there is another reason why Natalia loves horseback archery so much:
 

About humanity. The more I delved into the realities of dressage, the more I realized that it against me. Looking at the different levels competitions , I sincerely understood the impossibility of my growth in dressage, and the unwillingness of such growth. Because more and more variants of iron, spurs, and one hundred hundred additional controls are being invented... this is a complete enslavement of the horse. A frenzied machine of marketing jokes that delight riders (and promise to make their lives easier), but do not bring joy to horses at all. I think the simpler the better. For everyone. That's what experience has given me.

And even if you discard all options for strict contact with a horse (in competent hands, strict iron can work gently), there is another side of the coin. In classical disciplines, the main athlete is a horse, and much more attention is paid to its physical form. And in horseback archery, the load is evenly distributed both on the horse and on the rider. A person in our sport should not only "work the horse", he is also obliged to "work" himself. And all that is required of a horse is what it knows how to do best – to run forward. In addition, I am very happy to realize that our horses in "Matador" like horseback archery trainings! They snort, breathe, rest from constant work going circles in the arena and on the parade ground.

Horseback archery is a challenging sport in which you can develop both as an athlete and as a coach, and both the same time, and even with pleasure for a horse, from the very childhood to the grey hair, as Natalia and "Matador" will definitey prove.

bottom of page

Наталья Савельева:
«В конной стрельбе из лука я нашла себя»

Уже со своих первых стартов в Федерации конной стрельбы из лука России Наталья загорелась желанием создать  команду. Являлась тренером в КСК "Матадор", она с товарищами занялась агитацией в пользу нового вида конного спорта, попутно развивая и свои навыки стрельбы.

За короткий срок ее подопечные спортсмены-дети и юниоры стали занимать первые места на соревнованиях ФКСЛ, а она сама вплотную приблизилась к своей мечте...

Материал подготовила Майя КОВАЛЬ

Наталья Савельева: Этот вид спорта помог мне реализовать себя, раскрыть потенциал. Не только как спортсмена, но и как тренера. Вкладываются силы, деньги, огромный эмоциональный ресурс, и оно того стоит! Взамен я получаю колоссальную отдачу от учеников и их родителей. Это становится делом всей моей жизни…
 
Однако, совмещать тренерскую деятельность со своими тренировками крайне сложно. Весь ресурс уходит на преподавание, так как оно у меня на первом месте. Находить время и силы на себя нелегко. В основном, я начинаю тренироваться за несколько месяцев до запланированного турнира, фокусируясь именно на тех маршрутах, которые там будут. Часто это квалификационные, стандартные, маршруты, нужная всем база (подробнее о них вы можете прочесть на странице сайта «Национальные правила» - Прим.ред).

Что касается стрельбы, я учусь в основном по книжкам и пособиям. Базовые навыки получила от Павла Полякова и Александра Журова, а дальше - «иду по приборам», так сказать. В верховой езде у меня педагогов за всю жизнь было очень много, потому что я занималась и выездкой, и конкуром. А когда есть сильные навыки в классической верховой езде, подготовить коней (и себя) под стрельбу не так уж сложно. Также недавно я прошла профессиональную переквалификацию по направлению «тренер-педагог по конному спорту», что дало ещё более четкую картинку организации тренировочных процессов как у учеников, так и для себя самой.

0835c7fb-05b1-47a7-9ec9-2d3e273b11f7.JPG

Но и трудностей, как и у всех в спорте (особенно молодом), у «Матадора» есть. В частности, самой большой сложностью Наталья называет обустройство трассы. В конной стрельбе из лука это особое дело – полоса должна быть длинная, ровная, с возможностью прострела по всей длине на 10 метро и далее. Конечно, без случайных людей и коней на огневом рубеже, с заездами и выездами, комфортными и безопасными, без пней, корней и резких поворотов (ведь тренируются часто и малыши):

 

Наш клуб находится в лесу и найти прямую, где нет ни болотистого грунта, ни деревьев вокруг, очень сложно. По итогу, мы сменили аж три места и наконец встали на наиболее удобном, организовали систему стрелоуловителей. Весной начнем улучшать грунт на полосе…

2020-08-30 001 101.JPG

Конечно, тренерские знания дают преимущество, но когда ты на положении спортсмена, для прогресса необходимо «зеркало», которое к тому же еще умеет и проанализировать, и подсказать:
 
В тренировках мне очень помогает младший тренер «Матадора» и по совместительству моя сестра - Екатерина Неклюдова. Она в эти дни берет мое развитие в свои руки, как и я для нее, конечно. Наблюдаем друг за другом, помогаем со сбором стрел на верховых тренировках, чтобы в кратчайшее время делать максимальное количество выстрелов. Когда у тебя нет собственной лошади, эффективность и системность на тренировках становятся критичными.

При этом я до сих пор не могу наверняка сказать, что проще: только тренировать или только тренироваться. Работа с учениками и их ошибками создаёт в голове очень четкое понимание, как сделать правильно. А через голову все довольно быстро уходит в тело, благо физическая подготовка у меня хорошая. Да и ученики помогают с мотивацией: нельзя отставать!

2021-04-24 001 001.JPG
IMG_8549.heic
3cede813-d902-45af-bf45-9462b4c4f577.JPG

Зато уже несколько лет у Натальи есть свой тренерский туз в рукаве – ежегодные сборы детей и юниоров во Владимирской области. Они длятся около десяти дней и представляют собой программу полного погружения в работу с лошадьми. Начиная с базового ухода, заканчивая тренировками во всех дисциплинах: конкур, рабочая выездка, строевая езда, джигитовка, конная стрельба из лука.

 

Также мы читаем лекции по работе с лошадьми, проводим психологическую работу. И, конечно, обсуждаем турниры, своё поведение на них, отношение к лошадям в период тренировок и стартов. По сути, это та же общеобразовательная школа, только общее образование касается конной жизни… Потому что «Если долго мучиться, что-нибудь получится» - это девиз, совершенно далекий от верховой езды. Только реальные знания зоопсихологии и биомеханики лошади помогут приблизиться к мастерству.

В этом плане Наталья как может усложняет себе работу: ее ученики лидируют среди спортсменов-детей на соревнованиях Федерации и заслуженно заняли первые места на Первенстве России по конной стрельбе из лука.

 

Мы сейчас на мощном этапе развития. Недавно подготовили ещё двух новых коней к стрельбе, подключили к работе Екатерину как младшего тренера. У нас уже есть мощная команда спортсменов, но потихоньку приходят и новые ребята. Некоторые из них в следующем году появятся на турнирах. Мы постоянно пополняем наши ряды, и поэтому поток обучения движется волнообразно: от азов до отработки навыков с уже продвинутыми ребятами. Для каждого свой подход и свое окружение. Но благодаря тому, что у всех учеников есть примеры успеха перед глазами и амуниция на-поделиться, работа спорится!

IMG_5857.heic
SquareFit_20220203_21443841.jpg

Этому Наталья и посвящает большую часть своего времени. И как только тренировки дают плоды, новые и новые ребята появляются на соревнованиях Федерации, уже выполняют разряды (и даже HA). Но самым большим желанием Натальи сейчас является выезд с командой «Матадора» на международные соревнования.

 

У меня серьезные тренерские амбиции. Хочу создать сильную команду, сплотить ребят и поднять их интерес как к тренировочным процессам, так и к соревновательным. Турнир в Волгограде показал, что у нас получается!

157689f9-150a-4db5-a7bb-e69c0fdbb8ea.JPG

Установки Натальи Савельевой

  • Если что-то делаешь, делай хорошо. Плохо и без тебя получится.

  • Здоровье детей и коней на первом месте: сначала безопасность, потом результат.

  • Всестороннее развитие спортсменов-конников необходимо для качественной работы в конной стрельбе.

  • Знания лишними не бывают, спасибо образовательным центрам.

  • Один в поле не воин. Верная команда - самый мощный двигатель прогресса.

  • Главное верить.

  • Планы строят болваны, а задача тренера - тренировать

Что же касается самой себя, то цель Наталья поставила еще в прошлом году: «ворваться в зачет HA», и ей это удалось! Это доказывает ее продуктивность не только как тренера, но и как упорного спортсмена. И как очень внимательного конника, потому что есть еще одна причина, по которой Наталья так любит конную стрельбу из лука:

 

По поводу гуманности. Чем больше я вникала в реалии выездки, тем больше понимала, что это не мое. Глядя на соревнования разных уровней, я искренне понимала невозможность своего роста там, да и нежелание такого роста. Потому что все больше и больше придумывается вариантов железа, шпор, еще стопятьсот дополнительных средств управления... это полное закрепощение лошади. Бешеная машина маркетинговых приколов, которые радуют всадников (и обещают облегчить их жизнь), но нисколько не приносят радости лошадям. Я считаю, чем проще – тем лучше. Для всех. Вот что дал мне опыт.

И даже если откинуть все варианты строгого контакта с лошадью (в грамотных руках строгое железо может работать мягко), есть ещё одна сторона медали. В классических дисциплинах основной атлет – это лошадь, и гораздо больше внимания уделяется ее физической форме. А в конной стрельбе нагрузка равномерно распределена и на лошадь, и на всадника. Здесь человек должен не только «работать лошадь», он ещё и себя обязан «работать». От лошади же требуется лишь то, что она умеет делать лучше всего – бежать вперёд. Кроме того, я очень радуюсь от осознания того, что нашим лошадям нравятся тренировки по стрельбе! Они на них профыркиваются, продышиваются, отдыхают от постоянной работы по кругу в манеже и на плацу.

Конная стрельба – спорт-челлендж, развиваться в котором можно и как спортсмен, и как тренер, и одновременно, да еще и с удовольствием для лошади, как доказывают Наталья и "Матадор".